Размер шрифта: VA:
  • 0
  • 1
  • 1,5
  • 2
Цвета сайта:
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Чтение текста Изображения

Все включены. Как устроена работа инклюзивного детского сада в Красногорске, который признали одним из лучших в России

27.11.2018 2908
Все включены. Как устроена работа инклюзивного детского сада в Красногорске, который признали одним из лучших в России
«Смотрите, небо голубое», – говорит детям на прогулке учитель-дефектолог, делая акцент именно на цвете. На группу из 10 ребят почти такое же количество заболеваний – ДЦП (детский церебральный паралич. – Прим. ред.), аутизм, синдром Дауна. Им трудно познавать окружающий мир, но почти каждый из них за время пребывания в детсаду № 8 сделал огромный шаг в своем развитии. Здесь особенные дети получают социальные навыки вместе с обычными сверстниками. Почему это идет на пользу всем, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

МОЖНО ТРОГАТЬ

По пятницам в детском саду подводят итоги очередной тематической недели. На повестке дня – чаепитие. Учитель-дефектолог Елена Сохрякова подготовила для ребят театрализованное представление с музыкой, игрушечным сервизом и тортом. Яков* сидит на коленях у педагога и стучит в бубен, приглашая гостей к столу. Два месяца назад он не давал к себе прикоснуться.

– У ребенка расстройство аутистического спектра, повышенная сенсорная чувствительность, – говорит руководитель учреждения Ирина Виноградова. – Трогать себя не давал. Работа с психологом и постепенное включение в групповые игры дают результаты.

Рядом с Яковом сидит Аня, у которой синдром Дауна. Она не боится камеры и улыбается журналистам.

– Аня у нас тоже с сентября, – продолжает Виноградова. – Когда пришла, только плакала. Сейчас претендент на переход на следующий этап инклюзии.

КОМНАТА ОТРЫВА

Детский сад № 8 открылся в Красногорске в 2013 году как обычное дошкольное учреждение. Скоро набралась первая группа особенных ребят. В 2016 году садик получил дополнительные помещения в соседнем жилом доме. Сейчас здесь располагаются восемь коррекционных групп – четыре кратковременного пребывания и четыре логопедические. Их посещают более 100 детей.

– Работают психологи, логопеды и дефектологи, – рассказывает Виноградова. – Занятия проводятся в игровой форме. Детей с тяжелыми расстройствами педагоги сопровождают постоянно. Если развитие позволяет, дополнительно занимаемся, например, математикой.

Помещения адаптированы для детей с различными недугами. В одном зале игрушечная кухня, магазин и светофор для закрепления повседневных задач. Соседний класс, наоборот, почти пустой – только парты и доска – для аутистов: их ничто не должно отвлекать. Дальше по коридору «мягкая» комната с сухим бассейном. В ней гиперактивные дети «отрываются» и выплескивают лишнюю энергию.

ИДЕАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

В какую группу направить ребенка, определяет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Начальный этап – группы кратковременного пребывания (ГКП), где с ребятами занимаются по четыре часа в день. Сюда попадают с серьезными умственными, психическими и физическими нарушениями. В логопедическую – как правило, с нарушениями речи.

– Дети из обеих групп каждый день общаются между собой, – говорит Ирина Виноградова. – На прогулках и массовых мероприятиях контактируют и со здоровыми детьми из соседнего корпуса. Если через какоето время мы понимаем, что ребенок научился координировать свою деятельность и он социально не опасен, то переводим его в логопедическую группу. Если есть прогресс с речью, то дальше к обычным детям.

Идеальный маршрут: ГКП – логопедия – обычная группа – общеобразовательная школа. Такие примеры за время работы садика уже есть.

– Два года назад Глаша успешно поступила в обычную школу, – говорит Виноградова. – Сейчас учится во втором классе. У нее нарушение опорно-двигательного аппарата и были нарушения речи. Конечно, такой пример единичен. Большинство нуждаются в сопровождении всю жизнь. После детского сада они продолжают учебу в коррекционном центре. Мы сотрудничаем с местным центром «Созвездие».

ЗЕРКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Есть в детском саду основные претенденты на перевод в логопедию и в этом году. У Коли ДЦП, два месяца назад он не мог сказать практически ни слова.

– Сейчас он говорит фразы, например, «дай мне», – говорит учитель-логопед Анастасия Чернова. – Ему помогают занятия с логопедическим зеркалом: когда через отверстие он видит лицо педагога и может правильно повторять за нами мимику.

Несмотря на проблемы опорно-двигательного аппарата, Алина уверенно идет по идеальному маршруту – ее уже перевели в логопедию. Если развитие продолжится, в следующем году она пойдет в обычный детский сад.

– Речь – высшая психическая функция, – отмечает учитель-логопед Татьяна Зайцева. – Если у ребенка есть какиелибо отклонения в развитии, речь страдает в первую очередь, поэтому упор делаем именно на нее. Много общаемся, «оречевляем» каждый предмет, разыгрываем сценки с персонажами.

РЕБЕНОК – РЕБЕНОК

По словам Виноградовой, главное в инклюзивном образовании не столько взаимодействие педагог – ребенок, сколько общение между детьми.

– Они помогают и развивают друг друга, – поясняет Ирина. – Алине дети пододвигают стул, чтобы она села. У Гоши серьезные нарушения, ходит только за руку. Его вызываются водить сами дети.

Колоссальную психологическую работу сотрудники сада проводят с родителями в том числе здоровых детей.

 – Родители особенных деток часто не могут смириться с диагнозом своего ребенка, – говорит Виноградова. – И сразу отдают их в общие группы. По закону это можно. Но велик шанс, что ребенок будет деградировать еще больше, попадет в ситуацию неуспеха.

Инклюзивное образование позволяет попробовать все варианты и понять, где на данном этапе ребенку лучше всего. С другой стороны, есть родители здоровых детей, которые не хотят, чтобы их здоровые дети общались с особенными. Важно донести, что такое общение помогает воспитывать сопереживание и толерантность.

По словам Виноградовой, сгладить углы помог всероссийский конкурс. В октябре Красногорский детский сад № 8 занял второе место в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». – Мы авторитетно заявили, что система работает на благо всех, – заключает руководитель детсада. – Для особенных детей это социализация и интеграция, для здоровых – эмпатия и толерантность.

"Подмосковье сегодня". Игорь Писарев

ЗАДАТЬ ВОПРОС ГЛАВЕ Г.О. КРАСНОГОРСК

Больше новостей о жизни округа читайте в официальном телеграм-канале «Красногорск.Новости»

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

Пройдите бесплатное обучение по программам проекта «Содействие занятости»

Московский областной филиал Президентской академии (РАНХиГС) приглашает пройти бесплатное обучение по программам в...

24.04.2024
На базе Красногорской школы № 11 состоялось совещание по вопросам обеспечения...

В совещании принял участие заместитель главы городского округа Красногорск – начальник управления по безопасности...

27.03.2024
В Красногорске на базе школы №11 начался досрочный период сдачи ЕГЭ

Он продлится до 22 апреля. Одиннадцатиклассники уже прошли экзамены по географии и литерутуре.

26.03.2024
С пылу, с жару: мастер-класс по выпеканию блинов провели для школьников Красногорска

Мероприятие состоялось в Красногорске во вторник, 12 марта.

13.03.2024
В Красногорске изготавливают сухой душ для бойцов СВО

В школах муниципалитета продолжается важная и добрая областная акция «Неделя добрых дел».

13.03.2024