Top.Mail.Ru
Размер шрифта: VA:
  • 0
  • 1
  • 1,5
  • 2
Цвета сайта:
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Чтение текста Изображения

Право на обеспечение жилыми помещениями детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

27.11.2025 64
Право на обеспечение жилыми помещениями детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Король И.Г., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия им. В.М. Лебедева", Россия, Москва.

В статье рассматриваются вопросы права на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, обязанности предоставления таких помещений уполномоченными лицами, возраста включения указанных лиц в списки претендентов на обеспечение жилыми помещениями, исключения из списков.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, жилые помещения, специализированный жилищный фонд, договор найма.

The Right to Provide Housing for Orphaned Children and Children Left without Parental Care

I.G. Korol

Korol I.G., Assoc. Prof. of Dept. of Qvil Law at V.M. Lebedev Russian State University of Justice, Cand. in Law, Assoc. Prof., Russia, Moscow.

The article discusses the issues of the right to provide orphans and children left without parental care with comfortable living quarters of a specialized housing stock under lease agreements for specialized housing, the obligation to provide such premises by authorized persons, the age of inclusion of these persons in the lists of applicants for housing, exclusion from the lists.

Key words: orphaned children, children left without parental care, living quarters, specialized housing stock, rental agreement.

Введение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - это наиболее уязвимая и наименее защищенная в экономическом, имущественном, бытовом, социальном, лично-доверительном, психоэмоциональном аспекте группа населения, особенно по отношению к детям-сверстникам, проживающим в полной семье с родителями или с одним родителем.

В естественных условиях проживания, "в родной семье", - отмечает профессор А.М. Рабец, - "ребенок осуществляет свои жилищные права путем реализации права на проживание... когда несовершеннолетний лишается родительского попечения, что зачастую сопряжено с невозможностью... реально осуществлять свои жилищные права. Для таких детей существенно актуализируются проблемы, касающиеся не только и не столько простого использования жилища, сколько охраны и защиты конкретных имущественных прав на соответствующее жилое помещение, чаще всего права собственности или права пользования, чтобы несовершеннолетний мог беспрепятственно вернуться в прежнее жилое помещение" [, с. 75].

Согласно данным Минпросвещения России в 2023 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации составила 358 006 человек, в том числе 322 628 человек - на воспитании в семьях, 31 654 человека - под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2023 году были устроены в семьи 43 797 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <1>.

--------------------------------

<1> По сведениям исполнительных органов субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2024 г. на территории 89 субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность 932 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: 605 находятся в ведении социальной защиты; 309 относятся к сфере образования; 11 относятся к сфере здравоохранения; 7 являются частными негосударственными организациями для детей-сирот // Минпросвещения России: [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans?ysclid=m84xhptduj161370311/ (дата обращения: 11.03.2025).

На основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют дополнительные гарантии на судебную защиту и бесплатную юридическую помощь, социальную защиту от безработицы, имеют право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и специалитета, на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет бюджетных средств, иные гарантии за счет средств соответствующих бюджетов Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<2> О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения согласно жилищному законодательству в силу п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ.

По данным Счетной палаты РФ впервые с 2011 года сократилась численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Численность обеспеченных за 2023 год жильем детей-сирот по отношению к 2022 году увеличилась с 34,2 тыс. до 37,5 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2024 г. обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в плановом порядке осуществляется в 12 регионах. Задолженность по обеспечению жильем детей-сирот пока сохраняется в 73 регионах. Ликвидация погашения задолженности по программам обеспечения жильем детей-сирот предусматривается в 2030 году и позднее <3>.

--------------------------------

<3> Дети-сироты // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2024. N 11 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sptulobl.ru/law/Bul-11-2024.pdf?ysclid=m97nf4b7cd707155208Bul/ (дата обращения: 08.04.2025).

Надо признать, что приведенные данные, несмотря на принятые государством меры по увеличению региональных бюджетов, введению практики обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем выдачи региональных сертификатов на приобретение жилья полностью не устраняют имеющиеся проблемы, что свидетельствует о важности настоящего исследования и доказывает актуальность темы.

Теоретико-правовой анализ и выводы. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании подп. 8 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Предоставление жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

При этом на основании подп. 4 п. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ субъект Российской Федерации (а их 89) может установить свои дополнительные (кроме уже указанных в законе) обстоятельства невозможности проживания детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении. Данная норма о невозможности сохранить ранее занимаемое жилое помещение за ребенком-сиротой, в основу которой положена территориальная природа, сама по себе разрушает принцип равенства и социальной справедливости, нарушает права детей, оставшихся без попечения родителей, на ранее занимаемое ими жилое помещение, но, по мнению М.В. Ульяновой, "норма направлена на защиту прав иных граждан, имеющих право пользования тем же жилым помещением, что и дети-сироты" [6, с. 38].

В принципе можно согласиться с такой трактовкой, но с оговоркой: осуществление прав на проживание в жилом помещении детей, оставшихся без попечения родителей, как наименее защищенной и более уязвимой группы не должно законодателем ставиться в зависимость от осуществления прав других граждан, даже если речь идет об одном и том же жилом помещении. Представляется уместно согласиться с автором далее: "Наличие отдельных противоречий в правовом регулировании отношений по предоставлению жилого помещения детям-сиротам не во всех случаях позволяет им реально осуществить данное право" [6, с. 38]. Кроме того, другие исследователи считают, что введение фактора "невозможности проживания" расширяет пределы нуждаемости [4, с. 19] и может иметь весьма объемное толкование и создавать сложности в применении.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ благоустроенные жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Но реализовано право может быть однократно и только при условии включения указанных лиц в список претендентов на обеспечение жилым помещением. Правила ведения таких списков утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 <1>. Списки формируются в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на основании письменного заявления. На основании абз. 3 п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

--------------------------------

<1> О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102538331&intelsearch=04.04.2019+%B9+397 (дата обращения: 12.03.2025).

Кроме того, в силу абз. 5 п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ самостоятельно обратиться с заявлением о включении в список могут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Право на обеспечение жилыми помещениями в силу п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм Федерального закона N 159-ФЗ, возраст 18 лет связан с реализацией права с однократным реальным фактическим предоставлением благоустроенных специализированных жилых помещений по договору найма определенной категории лиц, указанных в Законе. Кроме того, при буквальном толковании Закона можно отметить, что в законодательстве отсутствует срок, в течение которого заявитель должен быть обеспечен специализированным жилым помещением по договору найма, что является существенным недостатком и приводит к тому, что право на жилое помещение уже возникло и должно быть реализовано, но оно не реализуется. О реальном фактическом предоставлении жилого помещения указано в Законе в отношении лиц, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия.

По мнению М.А. Альковой и Н.С. Алькова, "факт включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих жилищному обеспечению, является главным правообразующим юридическим фактом, влекущим возникновение права на жилищное обеспечение" [1, с. 456]. В то же время в научной литературе выражено мнение, что "дети узнают о своих правах с достаточно большим опозданием... уровень правовых знаний у данных граждан зачастую не позволяет им вовремя, а именно в период с 18 до 23 лет, обратиться в органы местного самоуправления по вопросам постановки на учет" [2, с. 391]. Осуществление права на включение детей, оставшихся без попечения родителей, в список зависит от информационного обеспечения, доступности цифровой среды, кроме прочих факторов, в том числе и от покрытия сети Интернет [3, с. 326] в субъекте Российской Федерации, получения своевременной бесплатной правовой помощи и знаний.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в список на однократное обеспечение благоустроенным специализированным жилым помещением не указывает, что право возникает исключительно в 14 лет, равно как и само по себе предоставление жилого помещения по достижении 18 лет. Если лицо по достижении 14 лет не включено в список, это также не означает, что его право на получение жилого помещения утрачено. Но, с другой стороны, если до достижения возраста 14 лет лицо не приобрело право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нет и основания для включения его в список. Лицо может быть включено в список органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации после достижения порога в 14 лет. Лицо вправе обратиться с заявлением о включении в список самостоятельно по достижении возраста 18 лет, если не реализовано принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями.

Представляется, что право на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений возникает не по достижении 14 лет, а при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ для его приобретения и до достижения ими совершеннолетия. Следовательно, "факт включения в список детей-сирот" опосредован Федеральным законом N 159-ФЗ.

Если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены в список, то исключены они могут быть только на основании федерального закона, а именно на основании п. 3.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Применительно к субъектам Российской Федерации исключение из списка связано только со сменой места жительства и включением в список в другом субъекте Российской Федерации, причем представляется, что установленный перечень оснований закрытый.

Заключение. В 14 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет на предоставление специализированного жилого помещения, не должны быть ущемлены в правах в связи с изменениями закона, связанного с критериями благоустроенности. К сожалению, вопрос благоустроенности жилых помещений решается субъектом Российской Федерации, но норма субъекта Российской Федерации не должна нарушать нормы права, установленные в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе N 159-ФЗ. Лица, поставленные на учет и не достигшие 18 лет, должны быть обеспечены специализированным жилым помещением хотя бы в силу принципа социальной справедливости.

По смыслу п. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ наличие хотя бы одного из приведенных в законе обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В отношении лиц, указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, по достижении возраста 23 лет они подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.12.2020) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие 23 лет, включаются в списки, в случае если они "имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет; необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет".

Мы не разделяем мнение о том, что следует "исключить из Федерального закона N 159-ФЗ возрастное ограничение в 23 года" [2, с. 393], а считаем необходимым установить сроки обеспечения благоустроенными специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и персонифицированную материальную и уголовную ответственность для ответственных лиц, органов исполнительной власти, в том числе органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации, обязанных предоставлять благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также за несвоевременное отслеживание и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Список литературы

1. Алькова М.А. Проблемы правового регулирования дополнительных гарантий детей, имеющих специальный правовой статус (на примере механизма предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения) / М.А. Алькова, Н.С. Альков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 4. С. 454 - 461. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-4-454-461.

2. Березина А.М. Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей при получении жилых помещений / А.М. Березина, П.В. Шумов // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. N 5. С. 390 - 394. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/53.

3. Король И.Г. О некоторых правах в условиях цифровизации семейных правоотношений / И.Г. Король // Право и государство: теория и практика. 2023. N 10 (226). С. 325 - 327. DOI: 10.47643/1815-1337_2023_10_325. EDN GTUMPS.

4. Крюкова Е.С. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие / Е.С. Крюкова, Л.А. Шемонаева. Самара: Издательство Самарского университета, 2023. 68 с.

5. Рабец А.М. Проблемы осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей / А.М. Рабец // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. N 2. С. 74 - 86, 75 - 76. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-2-74-86.

6. Ульянова М.В. Реализация жилищных прав детей-сирот / М.В. Ульянова // Судья. 2021. N 6 (126). С. 36 - 40.

References

1. Alkova M.A. Problems of legal regulation of additional guarantees for children with special legal status (on the example of the mechanism for providing housing to orphans and children left without parental care) / M.A. Alkova, N.S. Alkov // Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Economics. Management. Law. 2019. Vol. 19. Issue 4, pp. 454 - 461. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-4-454-461.

2. Berezina A.M. Problematic issues of judicial protection of the rights of children left without parental care when obtaining residential premises / A.M. Berezina, P.V. Shumov // Bulletin of Science and Practice. 2019. Vol. 5. No. 5, pp. 390 - 394. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/53.

3. Korol I.G. On Some Rights in the Context of Digitalization of Family Legal Relations / I.G. Korol // Law and State: Theory and Practice. 2023. No. 10 (226), pp. 325 - 327. DOI: 10.47643/1815-1337_2023_10_325. EDN GTUMPS.

4. Kryukova E.S. Provision of Residential Premises to Orphans and Children Left Without Parental Care: A Study Guide / E.S. Kryukova, L.A. Shemonaeva. Samara: Samara University Publishing House, 2023. 68 p.

5. Rabets A.M. Problems of Implementation and Protection of Housing Rights of Minors Left without Parental Care / A.M. Rabets // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2018. No. 2, pp. 74 - 86, 75 - 76. DOI: 10.18384/2310-67942018-2-74-86.

Король И.Г.

Управление МВД России по городскому округу Красногорск

ЗАДАТЬ ВОПРОС ГЛАВЕ Г.О. КРАСНОГОРСК

Больше новостей о жизни округа читайте в официальном телеграм-канале «Красногорск.Новости»

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

Правовая помощь отдельным категориям граждан

Администрация городского округа Красногорск проводит приём граждан по оказанию бесплатной правовой помощи 28 ноября...

26.11.2025
Дмитрий Волков навестил семью Героя СВО 

Глава городского округа Красногорск Дмитрий Владимирович Волков посетил семью Героя России Сергея, отдавшего жизнь за...

20.11.2025
Более 20 заявок поступило на премию «Человек года» в Красногорске

В Красногорске продолжается прием заявок на участие в ежегодной премии «Человек года». Уже зарегистрированы 22...

17.11.2025
В Красногорске состоялось торжественное вручение ключей от квартир детям-сиротам

Четыре молодых человека из этой категории стали счастливыми обладателями собственного жилья. На мероприятии...

16.11.2025
Начинается прием заявок на премию «Человек года» в Красногорске

В Красногорске начинается прием заявок на участие в ежегодной премии «Человек года». Традиционно организатором...

11.11.2025
Сбор гуманитарной помощи организовали в Красногорске ко Дню народного единства

Ко Дню народного единства в городском округе Красногорск волонтёры Подмосковья совместно с Молодёжным центром...

01.11.2025