- Телефонный справочник администрации
- +7(800)550-50-30 Многофункциональный центр
- 112, +7(495)563-00-82 Единая дежурно-диспетчерская служба
- +7(495)562-30-77 Пенсионный фонд
- +7(498)602-19-26 Управление социальной защиты
- +7(495)995-00-99 Горячая линия АО «Мособлэнерго»
- 122 Единая горячая линия Московской области
- 0150 Единый колл-центр для предпринимателей
- Муниципальные учреждения ► Учреждения здравоохранения ► Государственные организации ► Общественные организации ►
Екатерина Семёнова: Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию сразу двух конституционных прав

В день дополнительного пленарного заседания Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Речь идёт о совершенствовании механизма целевого приема и целевого обучения.
В связи с принятием этого законопроекта Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова напомнила: «Два базовых принципа Конституции – это право на образование и право на труд. При этом в Конституции есть уточнение, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Система целевого приёма и обучения способна обеспечить реализацию обоих конституционных прав одновременно»
Омбудсмен Подмосковья обратила внимание, что сегодня предложение со стороны работодателей превышает число людей, которые ищут работу.
«Но, к сожалению, достаточно часто имеет место дисбаланс: у работодателей есть вакансии, а люди, которым нужна работа, не всегда подходят под требования, – констатирует Екатерина Семёнова. – Ещё одна проблема – отсутствие реальной профессии у современных выпускников школ. В период СССР была распространена система профориентации: учебно-производственные комбинаты на базе предприятий предоставляли школьникам возможность профессиональной подготовки. Процесс шёл одновременно с общеобразовательной программой и абсолютно не в ущерб ей. Сдав квалификационный экзамен, школьник получал соответствующий официальный документ. Производственная практика позволяла попробовать себя в определенной профессии, дать представление о работе предприятия, взаимоотношениях внутри взрослого коллектива.
Главное, что у школьника складывалось представление о том, в каком учебном заведении он хотел бы продолжить учёбу. И это была не теория. Я уверена, что нам необходимо возродить систему учебно-производственных комбинатов. Особенно сейчас, когда мы говорим об импортозамещении. Таким образом, мы сможем сформировать законченную и понятную цепочку: школа – факультативная профориентация – целевой набор. Работодатель сможет познакомиться со своими потенциальными сотрудниками ещё в период их обучения в школе. Одновременно и у абитуриента будет точное понимание: готов ли он по окончании обучения работать на конкретном предприятии или ему интересно другое направление. Все решения будут приниматься с открытыми глазами и без «кота в мешке».
Комментарий депутата Госдумы, члена фракции «Единая Россия» Сергея Колунова:
– К сожалению, современное образование, особенно высшее, в последние годы стабильно превращалось в институт «формального диплома». Молодые люди получали специальность и далее могли по ней не работать ни одного дня! Сегодня мы много говорим о клиентоориентированном подходе. А на какого потребителя ориентируются вузы, объявляя вступительные экзамены? Кто будет работодателем их выпускников? Накоплен реальный дефицит квалифицированных кадров в сфере IT, строительстве, производстве.
Одним из вариантов подтверждения потребности в специалистах определенной квалификации, их востребованности после окончания учебного заведения является система так называемого «целевого набора». Специальная программа доступна как в разрезе высшего, так и среднего специального образования. Студент имеет возможность обучаться за счёт бюджета, но в рамках выделенной квоты. Данная договоренность фиксируется в специальном договоре с участием потенциального работодателя. По завершению обучения и получении диплома выпускник обязан отработать определенный срок, как правило не менее 3-х лет, в той организации, которая указана в договоре в качестве работодателя.
Никакой обязаловки в данном случае нет. «Целевым» абитуриентам предоставляется возможность сдавать экзамены не в общем потоке, а в рамках целевого. Если желания подписывать договор с работодателем на стадии зачисления в вуз нет, никто не мешает принять участие в общем конкурсе.
Принятый в 1-м чтении законопроект ставит своей целью – обеспечить конституционное право каждого абитуриента иметь равный доступ к целевому обучению. Уже поддержанные моими коллегами предложения должны на деле сделать систему целевого набора доступной, обеспеченной равными правами, понятной и прозрачной. Конечно же, впереди ещё два чтения и большой объём работы над законопроектом.
Его важность заключается в том, что работодатели смогут принимать активное участие в формировании спроса на конкретные специальности, смогут заранее проводить отбор потенциальных кадров. У студентов появится возможность познакомиться с будущим работодателем на протяжении всей учёбы. Будет сформирован реальный симбиоз преподавательского состава и экспертов практики. Выпускник будет на протяжении всей своей учёбы чувствовать поддержку, у него будет реальная уверенность в завтрашнем дне – ведь его ждут на конкретном предприятии. Те вузы, которые обеспечат максимальный интерес со стороны работодателей, заявят о себе как наиболее конкурентные.
Техническая сторона вопроса также нашла своё решение в законопроекте. Предлагается использовать сервис «Поступление в вуз онлайн». Таким образом, заявку на целевое обучение можно будет подать через портал «Госуслуги».
Информация о заявках работодателей и конкурсах на обучение будет публичной. Абитуриенты смогут заранее выбрать образовательное учреждение, ознакомиться с условиями конкурса, с договором и информацией о работодателе, с которым после обучения будет подписан трудовой договор.
Важный момент: наряду с бюджетными местами, целевой набор может осуществляться и на коммерческих условиях. Т.е. работодатели могут инвестировать в свои будущие кадры, оплачивая потенциальным сотрудникам образование. Новая система позволит также и резидентам территорий опережающего развития Дальнего Востока готовить собственный персонал.
Уполномоченный по правам человека в Московской области
ЗАДАТЬ ВОПРОС ГЛАВЕ Г.О. КРАСНОГОРСК
Больше новостей о жизни округа читайте в официальном телеграм-канале «Красногорск.Новости»
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ
«В этом году из красногорских школ выпускаются 1480 одиннадцатиклассников. Вчера, 30 мая, 1462 человека писали ЕГЭ по...
31.05.2025От имени Главы городского округа Красногорск Дмитрия Владимировича Волкова ребят поздравили начальник управления по...
24.05.2025С приветственным словом выступил заместитель главы городского округа Красногорск Даниил Зеленев. Он пожелал...
24.05.2025Поздравил выпускников начальник управления транспорта, связи и дорожной деятельности Александр Фирсов.
24.05.2025Тема дебатов — законодательная инициатива о бесплатном образовании в РФ. Команды состояли из пяти человек каждая,...
14.05.2025В рамках информационной акции «Будь в форме» сотрудники полиции УМВД России по городскому округу Красногорск посетили...
14.05.2025
Все обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» законом Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-03 «О рассмотрении обращений граждан», распоряжением администрации городского округа Красногорск от 14.03.2019 № 148 «Об утверждении регламента рассмотрения обращений граждан в администрации городского округа Красногорск Московской области».
В соответствии с законодательством не рассматриваются анонимные обращения, обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица и членов его семьи, а также скрытая и явная реклама.
Порядок приема обращений граждан