Размер шрифта: VA:
  • 0
  • 1
  • 1,5
  • 2
Цвета сайта:
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Чтение текста Изображения

Когда Родина в опасности, должен быть на фронте...

21.03.2015 2824
Я принадлежу к тому поколению, у которого Великая Отечественная война украла детство, поэтому оно и получило название «Дети войны». В каждой семье нашей страны берегут память о родных и близких, вставших на защиту Родины в грозные военные годы. Хранят фотографии, письма с фронта, из госпиталей, награды, благодарности. Я не помню войну. Помню только, что я очень долго боялась гула самолетов. Даже будучи уже совсем взрослой, если услышу гул самолета, мне сразу хотелось спрятаться в какое-нибудь укрытие. Становилось очень страшно. Наверное, это был страх войны...

Когда началась Великая Отечественная война, моему отцу, Сергею Евсеевичу Шевченко, было 43 года. Он работал председателем колхоза в небольшом кубанском селе Ивано-Слюсаревка Кущевского района Краснодарского края.
На фронт его не призвали не только из-за возраста – считали, что он нужнее на своем посту. Но по своему характеру и убеждениям он, коммунист, участник двух войн – Гражданской и финской, не мог отсиживаться в тылу. Несколько раз отец обращался в райвоенкомат с просьбой отправить его добровольцем на фронт. Только в 42-м он, наконец-то, добился, чтобы его просьбу удовлетворили.
Мама очень переживала уход мужа на фронт, но перечить не могла. Зная его характер, она была убеждена, что ни ее слезы, ни уговоры, ни слова о том, что у нее на руках трое малолетних детей и она ждет четвертого, не помогут ей уговорить мужа остаться дома.
«Когда Родина в опасности, я должен быть на фронте» – таким было его решение.
Прощаясь с мужем, мама призналась ему, что решила сделать аборт. Отец очень любил детей, просто боготворил их и, услышав об этом греховном решении жены, строго-настрого запретил ей даже думать об этом.
«Ну, как ты не понимаешь?! У Шуры есть братик Коля, а у Валюшки нет сестрички. Бог даст, родится девочка, как будет хорошо», – успокаивал он жену.
Уходя на фронт, просил маму беречь себя и деток, а если родится девочка, назвать ее Любой и ждать его с Победой...
Моя мама очень любила своего мужа, просто не могла жить без него. В то время шли кровопролитные бои под Сталинградом. Мама, уже на сносях, внушила себе, что она обязательно должна быть там, увидеть своего Сережу. Ей и в голову не приходило, что ее просто не пустят на передовую. Отчаянная была!...
По дороге в Сталинград она родила меня прямо в поезде 17 декабря 1942 года. А когда узнала, что родилась девочка, сказала: «Значит, Люба, как и хотел Сережа...»
Люба, Любушка, Любовь... Какие душевные и благозвучные слова, сколько в них любви и нежности! С самого детства меня все звали Любушкой. Я убеждена, что имя, данное отцом, оберегает меня всю жизнь.
Хорошо помню то, что было уже много позже. У нас на Кубани было принято перед большими праздниками – Рождеством, Пасхой, Троицей – делать в доме генеральную уборку. Каждый раз перед уборкой мама бережно доставала из красного угла, где стояла икона, сверточек, завернутый в старую газету и перевязанный ленточкой. В нем хранились фронтовые письма отца, их было восемь. Это была святыня нашей семьи – восемь зачитанных треугольников.
Стало уже традицией перед уборкой читать эти письма. Мама садилась на табуретку посреди комнаты, я разворачивала сверток, доставала письма и начинала громко читать.
Мама была неграмотной, поэтому и просила ей читать вслух. Мне приятно было читать эти письма. Так хотелось, чтобы отец был жив! Я не понимала, какие чувства овладевали мною во время чтения, но мне казалось, что отец рядом, гордится мною и тем, что я умею читать...
Начинались все письма одинаково, я их уже выучила наизусть и читала, как стихи:
«Здравствуйте, многоуважаемая Анна Пантелеевна и наши детки: Шура, Коля, Валюшка и незнакомая Любочка».
Мама тихо начинала плакать и просила еще раз прочесть начало письма. Я тоже начинала реветь. Мама переставала плакать, успокаивая меня, говорила: «Ну, не плачь, а то батька на нас рассердится...»
В своих письмах отец оптимистично описывал фронтовую жизнь, давал советы маме по ведению хозяйства, далее шли обращения к старшему брату Шуре:
«Ты теперь большой, за старшего в доме будь, береги мать и детей. На тебя у меня вся надежда».
А старшему-то в ту пору было всего 11 лет!
Потом отец перечислял всех соседей, передавая им фронтовые поклоны, и никогда не забывал сделать приписочку: «Незнакомой Любочке привет».
Всегда эти письма заканчивались почти одинаково: «Иду защищать Родину. За Родину! За Сталина! Ваш муж, отец и защитник Родины – Сергей Евсеевич. Вернусь с Победой!».
Не думаю, чтобы отец мой писал эти патриотические слова для пафоса. Тогда все так мыслили, все думали о Победе, все стремились побыстрее выгнать с нашей земли вероломно напавшего на нас врага, дух патриотизма царил в сердцах всех людей, потому что такие были все советские люди!
…Как же мама ждала Победу! Она нам много рассказывала об отце, каждый раз оставляла для него еду, на всякий случай, а то вдруг Сережа неожиданно вернется? Уже много похоронок пришло в село, мама молилась за отца, просила Всевышнего сберечь его от пули.
Но наступил тот черный день, когда нам тоже принесли похоронку. Мне не было тогда и трех лет, но я запомнила этот день до мельчайших подробностей.
Стояла теплая весна, мы все были на огороде, что-то сажали. К нам во двор пришли две девушки, они сказали, что маму вызывают в сельский Совет. Одна девушка взяла меня на руки, и мы пошли в сельсовет. Там я увидела дяденьку с костылем и в очках. Поздоровавшись с нами, он о чем-то поговорил с мамой, потом достал из ящика стола какую-то небольшую бумажку и начал дрожащим голосом читать.
Я не понимала, о чем он читает, только испугалась и заплакала, когда мама вдруг дико вскрикнула и упала, как подкошенная, на пол.
Потом помню тягостные дни в доме: мы с Валей сидим на холодной лежанке, закутанные в какие-то лохмотья, и тихо плачем от голода, холода и страха.
Братья после страшного известия убежали из дому. Они хотели ехать на фронт, чтобы отомстить за смерть отца. Их разыскали только через несколько дней, сняв с поезда.
Мама долгое время сидела в черном платке, ни на что и ни на кого не реагировала, словно онемевшая. Она смотрела в одну точку и шептала непонятные для нас слова:
«Ваш муж Сергей Евсеевич, уроженец Ивано-Слюсаревского сельсовета, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество, погиб 17 марта 1945 года. Похоронен: с. Вольвец, Губернского уезда, Бранденбургского пункта Германии».
Потом мама кричала: «Нет! Нет!». И опять надолго умолкала. Это были страшные дни, которые врезались в мою память навсегда.
Мы всю жизнь ждали отца с фронта. Нам казалось, что произошла ошибка. Мама нас убеждала, что не мог погибнуть такой смелый и опытный солдат. Мама никогда не поминала отца и не зажигала по нему поминальные свечи. Нам, детям, мама внушила, чтобы жили честно, никогда не запятнали бы доброе имя отца.
Всю свою жизнь я и живу так, как жил мой отец: честно, не поступая против своей совести. Своего отца я знаю только по фотографии, с которой на меня смотрит мужественный человек с суровым лицом, но с такими добрыми глазами...
Теперь, с высоты своего возраста, я понимаю, какой это был Мужчина! В его письмах – вся его суть. Сколько тепла, заботы и уважения к Женщине – Жене, Матери, сколько любви к своей Родине! Все свои важные в жизни поступки я обдумывала: а как бы отнесся к этому мой отец?
8 мая 2007 года администрация городского поселения Нахабино вручила мне медаль «Великая Победа», которая стала для меня символом той Победы, до которой не дожил мой Отец!
Я бережно храню эту медаль, она для меня много значит. И еще я мечтала о том, что когда-нибудь смогу поклониться той земле, на которой погиб и был похоронен мой отец.
Вся наша семья всегда хотела побывать в Германии на месте гибели отца. Только мне одной из всей нашей семьи удалось осуществить эту заветную мечту.
В октябре 2012 года я поехала по туристической путевке по городам Европы. Один день мы были в Германии, в Берлине. Я не поехала с группой на экскурсию. Отправилась к Бранденбургским воротам, где погиб мой отец.
Я подошла к средней колонне, почему-то у меня так забилось сердце, началось такое волнение, слезы ручьем лились по моему лицу. Я уверена, что именно здесь и погиб геройски мой отец, как было написано в похоронке. Я положила цветы у подножья колонны, долго рыдала, не могла успокоиться. Ко мне подходили немцы, спрашивали, что со мной, но я ничего не могла им ответить. Думаю, что это самая главная и почетная миссия в моей жизни, которую я выполнила, и горжусь этим.
Вечная память всем героям, не вернувшимся с полей сражений.

Л.СМОЛЕНСКАЯ.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ГЛАВЕ Г.О. КРАСНОГОРСК

Больше новостей о жизни округа читайте в официальном телеграм-канале «Красногорск.Новости»

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

Всероссийская акция «Вода России» пройдет в Красногорске 17 мая

Всероссийская акция по очистке от мусора берегов водных объектов «Вода России» («Берег добрых дел») проводится по...

15.05.2025
Исполнительный секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Богдан Андриянов от...

«Примите самые тёплые и искренние поздравления со знаменательным событием нашей жизни — 95-летним юбилеем, — сказал...

15.05.2025
Рожайте в Красногорске: легко, надежно, комфортно

Один из лучших в Московской области – Красногорский роддом сегодня является флагманом в сфере здравоохранения...

15.05.2025
Региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной...

Министерством социального развития Московской области проводится ежегодный региональный этап всероссийского конкурса...

13.05.2025
В новом здании школы "Митино О2" проходит прием граждан в формате выездной...

Обращения принимает Глава городского округа Красногорск Дмитрий Владимирович Волков, начальники управлений,...

13.05.2025
Консультация врача дистанционно: как работает телемедицина в Красногорске

С 2018 года жители Красногорска могут получить консультацию врача дистанционно, посредством телемедицины, которая...

13.05.2025